В 2022 году торговые центры Санкт-Петербурга существенно опустели: многие бренды ушли с российского рынка в связи с санкциями. Как известно, свято место пусто не бывает: занять освободившуюся нишу пытаются производители из Казахстана и Беларуси. Например, белорусский Mark Formelle находится на этапе активных переговоров по открытию пяти магазинов в ТЦ Северной столицы.
Возможно ли таким образом занять освободившийся сегмент масс-маркета, комментирует Елена Пономарева — генеральный директор компании «Лаборатория трендов». По ее словам, в целом интерес к посещению торговых центров снижается. Причиной тому уменьшение доходов населения, а также стремительное развитие онлайн-рынка. При этом интерес к новым брендам, безусловно, есть: людям интересен ассортимент новых магазинов.
Для развития бизнеса и более тесного знакомства с потребителями Елена рекомендует обратить внимание на маркет-плейсы: при хорошей рекламной стратегии производители из Беларуси и Казахстана смогут конкурировать со «старожилами» рынка и повлиять на покупательский интерес.
Елена Пономарева выделяет два фактора, которые могут усложнить развитие новых брендов в России:
- Вероятность возвращения европейских брендов, с которыми аудитория уже давно знакома. Так, например, на рынке представлены UNICLO на Lamoda, Massimo Dutti, Mango. Есть вероятность, что часть торговых площадей возьмут турецкие бренды. Некоторые люди заказывают одежду напрямую у байеров и больше не пользуются услугами ТЦ, как ранее.
- Необходимость соответствовать трендам и качеству, которые российские покупатели предъявляют к предметам одежды и обуви. Пока за белорусскими брендами сохраняется стереотип производств эконом-класса — этот барьер важно преодолеть. Значимую конкуренцию составляют и российские бренды и дизайнеры, для которых сейчас также открылись большие перспективы.
Елена отмечает хорошие перспективы на рынке одежды для Беларуси и Казахстана, однако с оговоркой, что процесс укоренения и раскрутки может занять до полутора лет с учетом снижения доходов населения.