Многие люди с детства считают, что красиво петь - это не их талант, и вокалисты на телевизоре родились с прекрасным голосом, который они не разрабатывали. На самом деле каждый голос нуждается в постановке: требуется работа над певческим дыханием, правильной вокальной позицией, пением на опоре и так далее. Как считает Анастасия Садилова - будни профессионального вокалиста очень напоминают репетиции спортсмена!
Если вы любите петь, но ваш вокал не вызывает восторга у вас или окружающих, не отчаивайтесь. У всех есть голос, и его нужно развивать, тренировать мышцы так, чтобы они работали правильно, а не как хочется. Пение - это сложный процесс, в котором участвуют речевой аппарат, мышцы лица, положение тела и даже настроение вокалиста. В музыкальных школах учат именно петь, работая над подачей звука, тембром, вокальной позицией и другими техническими аспектами.
Причиной "некрасивого" пения, по мнению Анастасии Садиловой, может быть множество факторов: физические и психологические напряжения, неправильное дыхание, неправильное положение гортани и мягкого нёба, нестабильность звука и т.д. Но все эти детали можно исправить через тренировки, также как и пение в нос, неправильная интонирования или недостаточная сила звука. Неразвитый музыкальный слух или дискоординация слуха и голоса также могут привести к неправильному воспроизведению нот, но и эти проблемы лечатся через работу с сольфеджио или специальными вокальными упражнениями.
Для развития голоса в домашних условиях Анастасия Садилова рекомендует выполнить следующие этапы:
Научиться правильно дышать.
Вокалисты используют диафрагмально-нижнереберное дыхание, контролируя поток воздуха с помощью мышц диафрагмы. Это позволяет получать чистый и ровный звук. Если дышать грудью во время пения, то силы выдоха не хватит, и человек перейдет на пение на связках, что приводит к сдавленному звуку и зажимам.
Часто можно услышать выражения, что "Пение - это искусство выдоха" или "Искусство пения - это искусство дыхания". Это неспроста, потому что неправильное дыхание может привести к тусклому звуку, ограниченной гибкости голоса и даже осиплости после непродолжительного пения. С правильным певческим дыханием возможно использовать все возможности организма для красивого пения: петь на опоре, в резонаторах, контролировать силу и продолжительность выдоха. Если дышать неправильно, трудно будет достичь высоких нот и получить плотный и ровный звук.
Правильное дыхание играет решающую роль. Существуют три типа дыхания: ключичное, грудное и брюшное. При ключичном дыхании поднимаются плечи, это поверхностное дыхание, использующее только верхние части легких. Верхнее дыхание не применяется при пении. Грудное дыхание, также известное как реберное, заставляет грудную клетку расширяться при вдохе и сжиматься при выдохе. Однако реберным дыханием управляют межреберные мышцы, и воздух заполняет только центральную часть легких, что недостаточно для пения. Самым полезным для здоровья и правильным для пения является брюшное, или диафрагмальное, дыхание. Так дышат спортсмены, новорожденные дети, оперные певцы. Диафрагмальное дыхание естественно для человека, и при нем на вдохе выпячивается живот, а грудь остается неподвижной.
Правильное певческое дыхание является ключевой точкой для тех, кто хочет петь, так считает Анастасия Садилова. При начале занятий с педагогом объясняется, как работает дыхание, и какие ощущения возникают при правильном дыхании. Вас ожидают тренировки дыхания - специальные упражнения для формирования правильного дыхания, умения распределять воздух при выдохе и контролировать вдох. Постановка певческого дыхания - это долгий процесс, и не достаточно просто понять, как дышать правильно, важно также закрепить полученные навыки в мышечной памяти.
Певческое дыхание считается основой вокальной работы, и это признается всеми вокалистами, независимо от того, являются ли они приверженцами академического вокала, эстрадных исполнителей или представителей народной музыки. Упражнения на постановку певческого дыхания развивают мышцы, что помогает избавиться от вялого дыхания, которое наблюдается у начинающих вокалистов
Развить голос для пения в домашних условиях возможно, однако эффективнее делать это под руководством педагога по вокалу.
Разрабатывать опору.
Это следствие правильного дыхания, когда во время пения ощущается воздушный столб внутри. Пение на опоре помогает избавиться от зажимов и раскрыть природный голос.
Работать над звукоизвлечением.
Когда вы научитесь контролировать внутренние органы певческого аппарата, ваш звук станет более глубоким, атакующим и управляемым. В этот процесс также входит тренировка артикуляции и технических аспектов пения.
Соединить все вместе.
Это просто звучит, но требует регулярных тренировок и терпения. Человек не может самостоятельно диагностировать вокальные проблемы и слышать свой голос так же, как это делает окружающая аудитория, считает Анастасия Садилова. Даже у профессиональных певцов есть педагоги, а для абсолютных новичков обращение к педагогу особенно важно. Педагог разработает индивидуальную программу, учитывая особенности вашего голоса, и поможет развивать ваш голос без риска травмирования связок.