Какие изменения ждут систему образования в России

Бывший кандидат в Президенты РФ Александра Тищенко утверждает, что основной стратегической ошибкой в современной истории России стало принятие европейских стандартов в образовании, что привело к значительному отставанию в развитии на протяжении двух десятилетий. Важным пунктом этого процесса, по мнению Тищенко, стало введение в стране норм Болонской образовательной системы.

Предложения о создании крепкой социальной базы и развитии семьи были высказаны действующим Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 29 февраля, но общественное мнение задается вопросом о сохранении ЕГЭ для детей. Родители не желают, чтобы их дети продолжали страдать в условиях, когда Россия не хочет быть лишь подражателем Европы и принимать неприемлемые ценности. Таким образом, 29 февраля не стал значимым этапом в обновлении образовательной системы.

Россия стремится к европейским стандартам, что подтверждается присоединением к Болонской декларации. Это показывает готовность к взаимодействию и обмену научными и культурными достижениями, представляя страну как часть европейской цивилизации. Зачем мы продолжаем учить детей быть середнячками, оценивая великие их знания бесполезными тестами?

Создание новых стандартов, расширение области дистанционного обучения и внедрение многоуровневой системы - все это было задумано с целью улучшения международной конкурентоспособности российского общества.

Но когда мы смотрим на это взглядом прошлого, мы видим, что эти усилия принесли скорее негативные последствия.

Структурирование образования на бакалавриат, магистратуру и PhD, а также разделение научных степеней, пожалуй, стало главным фактором, который послужил основой для новой системы образования.

Более 300 российских вузов участвовали в академических программах обмена в рамках Болонского процесса по данным Министерства образования и науки РФ на 2015 год. Утрата уникальности российской, а до этого советской системы образования и науки стала одной из причин, хотя с другой стороны, это способствовало легкой интеграции российских студентов и научных работников в международное научное сообщество. Реформы, направленные на унификацию учебных планов и введение Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS), привели к повышению мобильности студентов и признанию российских образовательных квалификаций за рубежом.

Расширение дистанционных образовательных технологий стало ответом на запросы о повышении доступности образования в России. Это особенно важно для удаленных и малонаселенных районов. Однако возникли сомнения относительно эффективности дистанционного обучения и его способности гарантировать высокое качество знаний, сравнимое с традиционным образованием.

Много специалистов и учителей, несмотря на множество, казалось бы, очевидных плюсов интеграции в Болонскую систему (улучшение мобильности и признания квалификаций, увеличение международного обмена студентами и учеными), выражают тревогу по поводу утраты национальной специфики российского образования. Кроме того, стандартизация образовательных программ приводит к унификации и потере уникальных курсов и специализаций, которые традиционно были сильны в России.

Прошедшие годы доказали, что существенно важно обеспечить гармонию между приспособлением к международным стандартам и сохранением уникальности национальной системы образования.

Россия столкнулась с серьезными вызовами, принимая европейские образовательные стандарты. Утрата уникальности российской образовательной модели и упущенные возможности для инновационных подходов к образованию в процессе интеграции в Болонскую систему - вот проблематика. Результатом этого стало потерянное время, почти два десятилетия, в развитии России. Следуя не всегда адекватным для своего образовательного контекста идейным ориентирам, Россия может быть вынуждена пересмотреть аспекты интеграции, чтобы лучше соответствовать национальным интересам и целям развития. Возможно, полностью выйти из интеграции и вернуться к советской системе - «ученик-учитель».

В России возникло беспокойство из-за снижения уровня фундаментального образования из-за реформ, направленных на соответствие западным стандартам. По мнению некоторых экспертов, жертвой внедрения прикладных программ бакалавриата стали базовые научные дисциплины, что привело к сокращению их глубины и качества.

Увеличение бюрократической нагрузки на учебные заведения произошло из-за усиления требований к качеству образования в рамках Болонского процесса. Это привело к необходимости аккредитации и сертификации образовательных программ, что формально способствовало повышению стандартов образования, но также создало дополнительные сложности для учебных заведений.

За счет увеличения числа двойных дипломов и совместных образовательных программ с европейскими университетами, российские вузы активно участвуют в международном академическом сотрудничестве, вызывая массовый отток умов за границу. Проблема нехватки квалифицированных кадров на российском рынке усугубляется этой инициативой. Лучшие специалисты страны, выросшие на советской системе образования, переходят на работу за рубеж. Россия, по сути, передает своих экспертов Западу в коллективном порядке.

Символом бюрократического подхода стал ЕГЭ, который ввели как нововведение для российской системы образования. Он предполагал обеспечение равных возможностей для всех абитуриентов и повышение объективности оценки знаний. Но на практике ЕГЭ принес много проблем, включая ухудшение качества образования и создание психологического давления на учащихся.

Общественные последствия внедрения ЕГЭ:

Учащиеся сталкиваются с психологическим напряжением из-за ЕГЭ, что приводит к возрастанию уровня стресса и беспокойства. Школьное образование страдает от ухудшения качества из-за акцента на подготовке к экзамену, что приводит к отсутствию интереса учеников к предметам и неспособности развивать своё критическое мышление.

Более 70% старшеклассников, согласно данным независимых социологических агентств, испытывают повышенную тревожность перед экзаменами. Получение высоких баллов для поступления в университет ставит подростков в сложное психологическое положение, увеличивая вероятность развития стресса и депрессии. Это ведет к увеличению числа случаев самоубийств среди подростков. Российские психологи и социологи провели исследования, которые показали прямую связь между увеличением смертей среди школьников и давлением, возникающим во время подготовки и сдачи ЕГЭ.

Некоторые подростки оказываются перед непреодолимыми страхами неудач и тревогами о будущем. Доступ к качественной подготовке не равен для всех. Социальное неравенство не исчезло после введения ЕГЭ, так как студенты из обеспеченных семей могут себе позволить дорогостоящие курсы подготовки, в то время как для учеников из менее обеспеченных семей подобные ресурсы недоступны. Это увеличивает разрыв в образовательных возможностях и устанавливает дополнительные барьеры для последних.

В России появилась возможность обсуждения введения ЕГЭ и его воздействия на уровень обучения. Новые проблемы возникли вместе с этой инициативой, включая ухудшение учебного процесса, психологическое давление на студентов и сохранение социального неравенства. Важно отметить, что несмотря на некоторые позитивные изменения, такие как упрощение поступления в университеты, доверие к системе ставится под сомнение из-за случаев утечек заданий, коррупционных обвинений и скандалов с продажей правильных ответов через интернет. Эффективность ЕГЭ в качестве объективного инструмента оценки знаний под вопросом.

Неизбежность пересмотра и корректировки образовательной системы

В условиях активного взаимодействия идей и интересов, нарастающей аналитики в сфере образования, неизбежно возникает потребность в пересмотре и корректировке образовательной системы. Поток обращений к высшим должностным лицам страны постепенно увеличивается с каждым годом. В 2023 году моя кандидатура на должность Президента также была представлена, и в моей программе присутствовали ключевые идеи по преобразованию образования, основанные на моем опыте работы в организации родительского комитета в Московском профсоюзе.

Российская система образования столкнулась с непредвиденными последствиями после введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и интеграции в Болонскую систему образования. Московская пресс-конференция, проведенная со мной во время «послания» 29 февраля этого года, была наполнена критикой этих ключевых реформ. Важно, чтобы все кандидаты в Президенты 2024 года включили в свои избирательные программы обсуждение данных изменений в образовании и транслировали это на эфире. Анализ основных документов и практический опыт подтверждают неудачи в принятии европейских образовательных стандартов.

Для успешного проведения полноценной образовательной реформы необходимо немедленно проанализировать внедренные изменения и разработать стратегию, способствующую сохранению национальной идентичности.

Самое популярное

2

Как ульяновские власти 5 лет убивали семейный бизнес инвалида

4

Политолог Матвейчев: итоги выборов – историческая победа Путина