Издание «Ведомости» сообщило, что новый прогноз Минэкономразвития в отношении роста ВВП в России оказался более радужным и изменил значение с 2,3 на 2,8 % на текущий 2024 год. Перспективы 2025 года оценивают по-прежнему, ожидая рост на 2,3 %. Касаемо инфляции, чиновники сообщили, что на конец нынешнего финансового года она составит до 5,1 %.
Автор телеграм-канала «М2», член совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Сергей Блинов сообщил, что прогнозы часто выдают в трёх вариантах:
— Один из них основной (базовый), другой — ниже (пессимистичный), третий — выше (оптимистичный). В данной статье «Ведомостей» речь идёт о пессимистичном прогнозе Минэкономразвития (МЭР). Для сравнения: базовый прогноз ВВП от Минэкономразвития предполагает рост ВВП в 2024 году на 2,8%. А описанный в статье пессимистичный прогноз -- только на 2,3%.
По оценке эксперта, вероятность реализации такого пессимистичного прогноза крайне мала. Ведь МЭР даже в базовом варианте (+2,8%) отстаёт от прогнозов ЦБ (+3%) и МВФ (+3,2%):
— Наш прогноз и вовсе предполагает рост ВВП в 2024 году на 4,5%. Даже в случае неблагоприятных условий, которые МЭР в своём пессимистичном прогнозе описывает (замедление мировой экономики, падение цен на нефть и т.п.), рост ВВП в России будет зависеть не от них. Дело в том, что ВВП России гораздо в большей степени зависит от политики Центробанка, чем от внешних условий, таких как цены на нефть, например.
Сергей Блинов рассказал, что в 2001 году цены на нефть снизились на 40% (с 32 долларов в ноябре 2000 года до 19 долларов за баррель в ноябре 2001 года), но это не помешало экономике России вырасти в том году на 5,1%:
— А всё потому, что ЦБ тогда проводил правильную денежную политику. Он наращивал денежную массу быстрыми темпами (+40%). При этом он высокими ставками (25% годовых) подавлял инфляцию, которая в течение года снизилась с 20 до 18,5%. Сейчас наблюдается именно такое сочетание относительно быстрого роста денежной массы (17%) одновременно с подавлением инфляции (7,8%) высокой ставкой ЦБ (16%). И сохранение таких (и даже лучших) условий для роста ВВП зависит не от цен на нефть, а от действий российского Центробанка.